Сертификация в России
Основные принципы сертификации продукции в России
В условиях достаточно плотной загруженности российских рынков различными товарами особо необходимым и актуальным вопросом становится сертификация производимой продукции, которая позволяет исключить присутствие на прилавках непригодной продукции и некачественных товаров низкого сорта.
При обращении в организацию по сертификации заявитель может получить полный объём информации относительно необходимости в проведении сертификации изготавливаемой продукции, а также процесса производства и ознакомится со списком необходимой документации
Сертификация в России по своей сути призвана удостоверять качество изготавливаемого и выпускаемого товара и его соответствия утверждённым государственным нормам.
Поэтому процесс сертификации проводят лишь независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии, поскольку законодательство РФ строго запрещает и контролирует участие заинтересованных сторон в данной процедуре.
Сертификация продукции в России может осуществляться лишь независимыми лабораториями и государственными сертификационными органами, получившими соответствующую аккредитацию на ведение деятельности в области сертификации и имеющими соответствующих специалистов и оборудование, способных правильно изучить предмет на подтверждение его характеристик и свойств техническим требованиям. Аттестат аккредитации подобных органов по сертификации выдаётся на определённый срок.
Контроль над данными органами осуществляет Федеральное агентство метрологии и технического регулирования. Аккредитованные органы, выполняющие все виды сертификации, оформляются в качестве частных компаний или юридических лиц, которым подвластна сертификация услуг и качества продукции на соответствие действующим требованиям межнациональных и национальных стандартов.
При обращении в организацию по сертификации заявитель может получить полный объём информации относительно необходимости в проведении сертификации изготавливаемой продукции, а также процесса производства и ознакомится со списком необходимой документации.
Выдача любых видов разрешительных документов на продукцию осуществляется во всех регионах России, независимо от географического расположения исполнителя или заявителя.
Виды и схемы сертификации для импортной и отечественной продукции
Системы сертификации продукции и товара в России могут осуществляться по одной из утверждённых форм:
- добровольная система сертификации – выполняется по желанию или инициативе продавца или производителя конкретного вида продукции, с целью подтверждения её соответствия разработанным и утверждённым государственным нормам и требованиям. Добровольная сертификация направлена на борьбу за каждого отдельного клиента. Добровольной сертификации подлежит товар или продукция, на которые отсутствуют требования к качеству и безопасности обязательные для выполнения. В свою очередь проведение добровольной сертификации позволяет ограничивать доступ потребителей к некачественной продукции, за счёт определение её качественных характеристик и свойств. Документ, выданный на основании проведённой добровольной сертификации, имеет голубовато-синий цвет и необходим для осуществления мероприятий, связанных с импортом или экспортом различной продукции;
- обязательная система сертификации – распространяется на товары, услуги или продукцию, связанные с обеспечением безопасности здоровья, жизни, имущества и окружающей среды. Главной целью проведения обязательной сертификации является максимальная защита потребителей от возможности приобретения опасных товаров или продукции. Случаи обязательной сертификации оговорены в законодательных нормах и актах РФ. К данным документам относят перечни продукции, относящейся к обязательной сертификации, требования, предъявляемые к декларациям и сертификатам, а также нормы и правила их оформления, получения и выдачи. Документ обязательной сертификации подтверждает соответствие продукции, выдвигаемым к ней требованиям относительности безопасности и качества. Обязательный сертификат имеет светло-жёлтый цвет.
Сертификация товаров предусматривает оформление следующих итоговых документов: декларация и сертификат соответствия, пожарный сертификат и свидетельство государственной регистрации.
Для реализации продукции в России выделяют несколько видов сертификатов:
- сертификат и декларация соответствия ТР;
- сертификат и декларация соответствия в системе ГОСТ Р;
- свидетельство государственной регистрации.
Все перечисленные документы могут потребоваться как при реализации отечественных товаров, так и при таможенном оформлении импортной продукции. Для определения необходимого вида сертификата и обязательности его оформления необходимо воспользоваться установленным и действующим перечнем товаров (номенклатура продукции), подлежащих к проведению оценки качества путём декларирования соответствия качества или обязательной сертификации. При этом при проверке всех утверждённых перечней следует учитывать не только общее наименование товара, но и установленные коды ТНВЭД и ОКП, а также сферу их использования.
Для сертификации импортных и отечественных товаров могут использоваться различные утверждённые схемы:
- оформление документа на компанию-импортёра или производителя, занимающегося реализацией своей продукции;
- оформление на серийный выпуск товаров – в данном случае продукция реализовывается до окончания или завершения срока действия сертификата или декларации без каких-либо ограничений;
- получение сертификата на ограниченную партию товара – в документе указывается точное единичное количество товара. При этом выданный разрешительный документ будет действовать только на указанную партию продукции или оборудования.
Существующие схемы сертификации предусматривают оформление документов сроком от 1 до 3 лет.
Этапы и порядок осуществления сертификации продукции в России
Первоначально для начала работ по оценке безопасности и качества заявителю необходимо подготовить и передать в сертификационный орган заявку и копии учредительной документации. Список необходимых документов практически идентичен для всех видов продукции и систем оценки соответствия. Получив от заявителя информацию о товаре, орган по сертификации утверждает и определяет схему, по которой будут оформляться разрешительные документы, а также общую стоимость предоставляемых услуг.
Сейчас сертификация это не только процесс осуществления требований государственных стандартов, но и залог увеличения конкурентоспособности и успешной реализации товаров на потребительских рынках страны
Далее следует передача отобранных типовых образцов в аккредитованную лабораторию для осуществления исследований, на основании которых оформляется протокол. После анализа полученных данных сертификационный орган принимает решения о возможности или невозможности оформления и последующей выдачи сертификата или декларации в зависимости от вида сертификации.
В общем, в России существуют и действуют, параллельно друг другу, несколько видов сертификации. Связано это с одновременно начавшейся реформой технического регулирования, остаточными действиями системы ГОСТ и активным развитием Таможенного Союза.
Отказавшись от старой системы ГОСТов, российское правительство объединило все существующие обязательные требования к безопасности и качеству продукции в нормативно-правовые акты нового образца – технические регламенты. А с созданием ТС было принято решение о разработке единых для всех стран-участниц техрегламентов ТС, которые позволяют производителям, получившим единую декларацию или сертификат о соответствии реализовывать свою продукцию или товар на всей территории ТС.
Также положительно отображается на репутации и имидже производителя получение сертификата системы ISO, которая постепенно набирает обороты на территории России. Основными преимуществами системы сертификации ISO являются возможность участвовать в международной торговле, увеличение объёмов продаж и уверенное сотрудничество со всевозможными партнёрами.
Сейчас сертификация это не только процесс осуществления требований государственных стандартов, но и залог увеличения конкурентоспособности и успешной реализации товаров на потребительских рынках страны. Получая качественный сертификат, компания-производитель, тем самым повышает свой имидж, стимулирует объём продаж и обеспечивает своей продукции доверие и признание среди потребителей.