Сущность и назначение стандартов серии ISO 9001
В условиях достаточно жёсткой конкуренции внесение определённых гарантий качества имеет основополагающее и решающее значение при осуществлении выбора покупателем или потребителем услуги и продукции конкретной компании. При этом наилучшей и главной гарантией считается сертификация систем менеджмента качества и получение стандарта серии ISO 9001.
Стандарты ISO в России, включая самый известный стандарт ISO 9001, объединили в себе многолетний опыт большинства стран мира в сфере менеджмента систем качества и являются последними версиями оценки критериев управления всеми рабочими и производственными процессами на предприятиях.
Сертификат ISO 9001 – это официальный документ, подтверждающий полное соответствие действующей системы менеджмента качества требованиям, прописанным в международном стандарте ИСО 9001.
Сегодня, пройдя целый комплекс всевозможных дополнений и видоизменений, международный стандарт ИСО 9001 стал полностью адаптированным и гармонизированным в соответствии с действующими европейскими нормами и нацелен на максимальное повышение качества продукции (оказываемой услуги).
Содержание и цели стандарта ISO 9001
Стандарт ИСО 9001 имеет чёткую структуру, состоящую из 8 разделов:
- область применения и назначения;
- нормативные ссылки;
- основные определения и термины;
- система менеджмента качества;
- уровень ответственности руководства;
- управление (менеджмент) ресурсами;
- выпуск продукции (услуги);
- анализ, измерение и улучшение.
Первые три раздела стандарта являются служебными и не содержат требований и норм.
Главная цель стандарта ISO 9001 заключается в активном стимулировании правильной организации различных процессов производства и работы компании в целом для соответствия конкретным законодательным требованиям и наиболее полному удовлетворению желаний и запросов потребителей и партнёров.
Внедрение СМК на основании получения стандартов ИСО 9001 подтверждает то, что:
- персонал компании хорошо ознакомлен со своими обязанностями, правами, полномочиями и ответственностью, а также имеет необходимую компетенцию для более качественного, эффективного и правильного выполнения работ;
- в компании предопределены процессы, оказывающие влияние на качество производимой продукции;
- все производственные процессы регламентированы и обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами;
- созданы условия для грамотной реализации производственной инфраструктуры и среды, а также качественной работы сотрудников предприятия;
- система предварительного сбора и дальнейшего анализа информации о производственных процессах, удовлетворённости потребителей и продукции, оптимально налажена и предоставляет объективные сведения для своевременного принятия необходимых решений об улучшении работы персонала и самого предприятия;
- создана мотивированная система, ориентированная на качество;
- организованы рабочие процессы с последующей ориентацией на ожидания конечного потребителя, в том числе внедрение новейших технологий, улучшающих потребительские свойства, параметры и характеристики изготавливаемой продукции;
- осуществляются внутренние аудиты, способных обеспечить непрерывное улучшение процессов и деятельности;
- в компании налажено управление записями и документооборот;
- организация уделяет особое внимание грамотной работе с поставщиками и партнёрами;
- высшее руководство организации ознакомлено с уровнем качества и несёт за него полную ответственность;
- на предприятии осуществляется постановка и разработка целей в сфере качества и регулярное планирование их достижения;
- компания имеет чётко работающую систему откликов на претензии и жалобы, предъявляемые покупателями и клиентами (выработка действенных мер для устранения недочётов и сбоев);
- функционирует процесс непрерывного улучшения, позволяющий обеспечивать устойчивое развитие компании.
Для каждой организации проект разработки систем качества согласно стандарту ISO 9001 уникален и определяется на основе её размеров, видов деятельности, наличием филиальной сети, особенностями организационной структуры, уровнем развития существующей и действующей системы управления и др.
Этапы стандартизации в соответствии с ИСО 9001
Сам процесс стандартизации по ISO 9001 не является полной гарантией качества услуги или продукции, а даёт лишь совокупность норм и правил осуществления цивилизованной деятельности организации с соблюдением стандартных и универсальных поэтапных шагов.
Этапы проекта внедрения и разработки стандартов серии ISO 9001 состоят из следующих основных мероприятий:
- подготовительный этап – создание технических заданий, календарных планов, административного оформления работ, плана управления проектом;
- оценка действующей системы менеджмента качества (СМК) организации;
- проведение обучения и специальных тренингов для сотрудников и ответственных должностных лиц в компании;
- регламентация процессов и определение процессной модели СМК;
- разработка документации СМК и организационной структуры управления;
- создание процесса улучшения СМК;
- выполнение цикла внутренних аудитов;
- осуществление сертификации ISO 9001.
Грамотно и правильно разработанная и внедрённая система управления качеством, а также её последующая сертификация в системе ISO несут для владельцев предприятий ряд экономических и стратегических преимуществ.
Основные преимущества от владения сертификатом ISO 9001
На высокий уровень конкурентоспособности предприятия и его продукции или услуги на рынке непосредственно влияет регулярное и постоянное усовершенствование деятельности компании в целом. Это обеспечивает равномерное улучшение качества продукции и предлагаемых услуг. Основные нормы и правила в данной области и определяет известный международный стандарт ISO 9001, который является свидетельством производства компанией товаров высокого качества и соответствие её технологий и деятельности международным стандартам.
Компания, владеющая данным сертификатом, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед иными предприятиями, не имеющими подобного стандарта, а именно:
- достижение высокого уровня качества позволяет сокращать общую себестоимость продукции, а также понижать затраты на бракованные изделия;
- значительное улучшение и оптимизация текущих процессов в области бизнеса;
- повышение уровня сотрудничества;
- активное повышение качества работы персонала;
- возможность упорядочить деятельность структурных подразделений предприятий;
- возможность получения государственных заказов и выхода компании на международный внешний потребительский рынок;
- повышение доверия со стороны финансовых и страховых организаций, что влияет на вложение больших инвестиций в развитие предприятия.
Исходя из этого, организация или компания, которая придерживается условий и требования данного сертификата, получает множество полезных возможностей, начиная от эффективной конкуренции с другими производителями и заканчивая существенным повышением качества изготавливаемого товара или оказываемой услуги. Даже два этих основных параметров способны максимально улучшить и увеличить прибыль компании. Стандарт ISO 9001 в данном плане является достойным залогом успешности, долголетия и процветания изготовителя.
Стандартизация по ИСО 9001 не отменяет необходимости оформления отдельных сертификатов на определённые виды товаров, продукции и услуг, входящих в перечень категорий, предусматривающих обязательное прохождение сертификации.
Стандарт ИСО 9001
Стандарты ISO 9001 – это международные стандарты, описывающие требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Стандарты ISO 9000 включают в себя стандарты ИСО 9001, востребованность которых с каждым днём всё увеличивается. Настоящая действующая версия ISO9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования.» Это единственный стандарт на соответствие, которому может быть проведена сертификация. Данная процедура не является обязательной сертификацией и проводится по желанию заявителя.
Стоит отметить, что стандарт ИСО 9001:2008 благополучно используется организациями любого размера, его успешно внедрили более 1 миллиона компаний в 170 странах мира. Использование стандарта ИСО 9001:2008 гарантирует покупателю получение продукции и услуг высокого качества, что приводит к повышенному росту продаж и успехам в бизнесе. Кроме того внедрение стандарта ИСО 9001:2008 может помочь проверить работоспособность всей системы в целом, наладить её большую эффективную результативность, мотивировать, вовлечь высшее руководство и снизить убытки.
Важная особенность стандарта ИСО 9001:2008
Важной особенностью стандарта ИСО 9001:2008 является то, что он не предполагает однообразных по структуре систем менеджмента качества и сопутствующую документацию описывающую их. Поэтому внедрив систему менеджмента качества основанную на стандарте ИСО 9001:2008 Вы можете быть уверенны в исключительной индивидуальности и сами убедитесь насколько гибка данная система. Ведь на разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют: размер организации, выпускаемая продукция, структура организации, применимые процессы, изменяющиеся потребности, конкретные цели, внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой.
Стандарт ИСО 9001:2008 благополучно используется организациями любого размера, его успешно внедрили более 1 миллиона компаний в 170 странах мира
Стандарт ИСО 9001:2008 направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрение, а впоследствии и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности конечного потребителя путём прогнозирования и выполнения его требований. Достоинства процессного подхода бесчисленны. Прежде всего это непрерывность управления, которая достигается путём комбинаций и взаимодействий на стыке отдельных процессов.
Данный подход помогает лучше понимать и выполнять требования, достигать запланированных результатов, обеспечивать их результативность, улучшать процесс, объективно оценивая и измеряя его. Также помимо процессного подхода внедрение системы менеджмента качества основанной на стандарте ИСО 9001:2008 ко всем процессам в организации может позволить применять цикл «Plan – Do – Check– Act». Данный цикл кратко можно описать как:
- планирование (plan) – разработка целей и процессов необходимых для достижений результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
- осуществление (do) – внедрение процессов;
- проверка (check) – постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнение с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;
- действие (act) – принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.
Сроки и цена внедрения стандарта ИСО 9001:2008 зависят от индивидуальных особенностей Вашего типа организации и степени функционирования действий системы. В большинстве случаев это не занимает более 2-х недель. Если Вы ещё сомневаетесь, то можете заказать бесплатную консультацию наших специалистов (здесь должна быть какая-нибудь кнопка «нажать»). С их помощью Вы сможете подобрать систему сертификации оптимально подходящую для Вашей организации.
И пусть Вас не пугает отсутствие стандартных прайсов, это лишь говорит о том, что к каждому случаю, мы подходим отдельно, взвешиваем всю исключительность ситуации и предпринимает всевозможные меры для оптимизации процессов внедрение стандарта ИСО 9001:2008. Обратившись к нам Вы гарантированно получите уникальное предложение, позволяющее улучшить существующие процессы и наладить тщательный контроль, а главное повысить позиции Вашей организации/компании на рынке.
По окончанию работ Вы получаете от нас:
- сертификат ИСО 9001:2008 на русском и английском языках;
- разрешение на применение знака качества;
- руководство по качеству для Вашей организации;
- стандарты организаций для Вашей организации.
Помните, что работа с нами поможет Вам достигнуть новых высот!